1990 - комплексные предложения по переходу к рынку

Смотрите меню и пишите
Basic page

ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Автор работы привык решать конкретные научно - технические задачи, и поэтому изложил свои соображения в конкретных "Предложениях", стараясь в комплексе "увязать" наваливающиеся проблемы. А в то время (и продолжают сейчас) многие, так называемые аналитики, предлагают общие абстрактные идеи- " гладко было на бумаге, да забыли про овраги".
      Тогда (1983 - 1990) на страницах газет и на экранах ТВ бурно обсуждалась рыночная экономика. Но, как правило, все ругали "в хвост и в гриву" социалистические методы хозяйствования и превозносили до небес западную рыночную экономику. Большие (в несколько номеров ) статьи очень часто были усыпаны специальной экономико - юридической терминологией -"птичий язык". У читателей и зрителей голова шла кругом - они запоминали только введение и выводы. Однако мало кто из авторов (критиков и дикторов) пытались обсуждать трудности и задачи переходного периода.
      Как видим "переходной период" во многих республиках бывшего СССР очень сильно затянулся. А некоторые из республик и до настоящего времени находятся в "переходном колебательном режиме" "Предложения" не являлись "истинной в первой инстанции", а готовились для обсуждения на страницах газет
  и журналов. При этом терминология "птичьего языка", по возможности не применялась. Будучи в служебной командировке в г. Москве, автор попытался разместить "Предложения" на страницах СМИ. Первый экземпляр направил (с уведомлением) в Верховный Совет СССР, Председателю Комитета по экономической реформе. В то время (да и сейчас также) все политические лидеры и их соратники говорили очень красиво и абстрактно. И это не позволяло определить " кто есть кто?". Поэтому "конспективно сжатый" вариант "Предложений" автор разсылал по почте руководителям различных партий и движений как в России, так и в Украине - "Метод случайного поиска" . В дальнейшем автор расскажет, что получилось из этих затей. Текст "Предложений" приводится без изменений и сокращений - таким он был направлен в Верховный Совет СССР 20.11.1990 г. Читатель должен учесть то время, когда нас оболванили , стараясь "правдой и неправдой" увести в сторону и не дать остановиться и осмыслить происходящее.
     

А то "задним числом мы все умные". Октябрь, 2006 г., г. Львов, Украина.

      Автор уже в то время обращал внимание на многие острые проблемы, уже начинающие проявляться. И методы разрешения этих проблем, которые предлагал автор, актуальны до настоящего времени.


    СОДЕРЖАНИЕ:

    - Введение;
    - Производственно экономические преобразования;
    - О стабильности рубля и денежной реформе;
    - Правоохранительные и судебные органы;
    - К вопросу о власти и ее эффективной работе;
    - Последовательность перехода

        НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПЕРЕХОДУ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
  Уралов С.К.


РЕФЕРАТ
     С целью эффективности перехода к рыночной экономике обсуждается вопрос о форме оплаты труда членам правительства, парламента, исполнительных властей.
     Грамотное сочетание судебных и правоохранительных властей их прав и обязанностей, а также определенные принципы, закладываемые при формировании Законов, позволяет значительно эффективнее бороться с растущей преступностью.
      В области разгосударствливания экономики предлагается на переходной период ввести "полубезработицу" и страховой юридический фонд. Причем разгосударствливание должно вестись с учетом морального и физического износа оборудования.
       Денежная реформа перед широкомасштабным разгосударсвливанием необходима, но перед этим требуется связать излишние деньги, используя независимую стабильную валюту.
       На переходной период , а возможно и в дальнейшем , необходим координационный совет, состоящий из лучших социологов и экономистов, которые делегируют все без исключения республики.

ВВЕДЕНИЕ

       В это бурное время на страницах печати появляется огромное количество предложений экономической реформы. Но основной недостаток их заключается в том, что все они рассматриваются в отрыве от социальных изменений, прошедших в обществе и соци-альных структур, которые сформировались к настоящему времени. Некоторые авторы пытаются копировать сложившиеся в западном мире экономические взаимоотношения, что довольно ошибочно. Не учитывание социально - политических условий и структур приводит к таким очень не жизненным законам, как о кооперативах, о предприятии и т.п.
      На настоящее время сложились так называемые советские бизнесмены. В основном это люди без чести и без совести. В своей деятельности они не использовали законы экономики, а использовали лишь пороки человеческой натуры. Это дельцы так называемой теневой экономики и примкнувшие к ним определенные слои кооператоров. Внимательно присмотритесь : где больше всего возникают кооперативы, посреднические и совместные предприятия и т.д. ? Да там, где есть возможность отыскивать лазейки в несовершенных законах , где можно пользоваться различными методами воздействия на работников различных министерств и ведомств - пользоваться различными методами воздействия на этих клерков и проталкивать в аппарат "своих" .
      Кроме того, наша пресса и телевидение создали извращенный образ рыночных отношений, на основе которого наши подрастающие коммерсанты решили, что рынок - это лишь бы выгодно вложить деньги, не важно куда, только была бы побольше прибыль , мол "деньги не пахнут".

      Но ведь настоящий бизнесмен - это своего рода поэт, совершеннейший организатор, как
производственных , так и общественных отношений . Процветающие бизнесмены - капитаны экономики западного мира имеют так же наилучшее интеллектуальное и нравственное воспитание. Иначе система гласности выведет их на чистую уводу и , естественно, они обанкротятся.
      А самое страшное сейчас получилось то, что происходит слияние советских "бизнесменов" с работниками аппарата министерств и ведомств , а так же вновь сформированных Советов. Но ведь эти "бизнесмены" будут получать рычаги воздействий при разгосударствлении экономики. В результате мы можем получить кризис хуже , чем кризис мировой экономики 30 - х годов.
       Еще у нас сложился огромный пласт относительно честных людей- некоторые из них приворовывали в силу жизненной необходимости - который надеется на то, что восторжествует справедливость и воздастся по заслугам всем тем, кто грабил страну без зазрения совести и перераспределял в свою пользу накапливаемые страной богатства. Этот слой людей чувствует и не поддерживает сейчас сомнительные преобразования как в экономике, так и в социальной сфере. Если мы неправильно возьмем старт , то потеряем одно или несколько поколений ( а может уже потеряли) молодых людей.

ПРОИЗВОДСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

        Естественно, необходимо начать с разгосудаствливания собственности. Ее надо бесплатно раздавать людям в виде акций на владения ею. Количество акций должно учитывать общий, непрерывный стаж работы акционера , время его работы на данном предприятии, квалификацию работника. В аренду необходимо сдавать только то оборудование, которое имеет относительно малый (3-5 лет) моральный и физический износ. Особенно это касается тех технологических процессов и оборудования, которые конкурируют с мировыми.         Часть акций предприятия должна принадлежать смежникам или нуждающимся в продукции данного предприятия. Предприятие нанимает основной костяк руководства- начальника, гл. инженера, экономиста и т.д. и само вправе назначать им заработную плату в процентах от прибыли. Но эти основные руководители должны с помощью нотариуса заполнить декларацию об уровне своего материального состояния на момент их вступления в должность. Эта декларация вскрывается в присутствии юристов при банкротстве предприятия, или при заведении уголовного дела на данного человека.
            Когда предприятие функционирует нормально, то оно переводит часть прибыли в страховой юридический фонд. Если предприятие обанкротилось , то обязательно на средства этого фонда проводится экономико - юридическое расследование, а при необходимости и суд. В зависимости от уровня вины этих лиц у них изымается все то , что они заработали на данном предприятии, а если обнаруживается воровство или злоупотребление, то конфискуется и то, что он заработал на предыдущих работах. Им и их семьям предоставляются минимальные условия проживания и они переводятся в ранг безработных. То есть этим горе - руководителям придется карабкаться опять вверх по служебной лестнице.
         Предвидя различные веские возражения, отмечу, что ведь везде в капиталистическом мире в условиях рыночной экономики, обанкротившиеся люди опускаются на другой социально - экономический уровень. Правда, конфискация не погасит всего ущерба, нанесенного этими горе - руководителями, но каждый из них будет знать свои возможности и свой "потолок", а экономико- юридическое расследование и суд позволят накапливать статистику и анализировать экономику нашей страны, динамику ее развития.
         Это, в свою очередь, даст богатый статистический материал для прогнозов продвижения нашего общества как в экономическом, так и в социальном планах.
           В настоящее время госбюджет может лопнуть от резкого всплеска грядущей безработицы и , тем самым, постадают другие социальные программы, что скажется на , и без того бедных, ассигнованиях на нужды гультуры, медицины, образования и т.д.
       Предлагается ввести так называему полубезработицу. Плохие работники переводится на минимальную оплату, которая процентов на пять - десять выше уровня государственного безработного. Но они находятся в распоряжении предприятия. Фонд, идущий на оплату полубезработных, не облагается налогом, или облагается на льготных условиях. Этих своих полубезработных предприятие может использовать на различных общественно- полезных и сезонных работах, передавать на время в распоряжение городских и местных властей. Полубезработные не будут участвовать в производственном процессе и на них не будут распространяться социальные и прочие привилегии предприятия . Предприятие может предоставить им возможность переквалификации, либо они переквалифицируются на государственных пунктах. Юридические или специальные службы предприятия следят за тем , чтобы, во время получения пособия от предприятия , эти работники не устраивались на постоянную работу на других предприятиях. Со стороны государства должно экономически стимулироваться предприятию создание рабочих мест для этой группы работников.
       Конечно, когда предприятие приходит в упадок, то относительный уровень полу-безработных на предприятиях должен быть не более определенного. Превышающее этот уровень количество полубезработных переводится в ранг государственных безработных . Это необходимо для того, чтобы помочь "тонущему" предприятию.
         Следует заметить, что наем ведущих руководителей при предоставлении им заработной платы, зависящей от прибыли предприятия, позволит значительно стимулировать хорошую организацию работы как государственных, так и хозрасчетных предприятий. В свою очередь, экономико - криминальное расследование позволит значительно ограничить проникновение в руководящий состав проходимцев и дельцов теневой экономики.
               Естественно, что руководители не должны назначаться вышестоящими министерствами и ведомствами. Вполне возможно , что должна быть создана совместная специальная фирма, занимающаяся научно обоснованным подбором претендентов и рекомендовать их предприятиям. При этом она должна экономически зависеть от эффективности работы рекомендованных ею претендентов. Полубезработица наиболее эффективно будет работать в период перехода к рыночной экономике.
        Во - первых, не потребуется сильно раздувать госбюджет, что, естественно скажется на налоге с оборота предприятий и что приведет к большему уровню налога. Причем, непредсказуемый уровень безработицы будет все время приводить к нестабильности баланса госбюджета, а тем самым , к возможной ликвидации социальных программ.
       Во - вторых , трудовые коллективы , профсоюзы будут сами решать судьбу нерадивых работников, взвесив в все "за" и "против". Естественно, что мероприятия по переводу не нужных в производственном процессе работников в группу полубезработных будут входить в состав пакета программы, представляемой нанимаемой группой руководящего состава. Это ни в коем случае не исключает того, что полубезработные будут иметь акции этого предприятия.
         Естественно, что часть акций будет принадлежать и нанимаемому составу. И, вполне возможно, в дальнейшем они приобретут и контрольный пакет акций данного предприятия. Т.е. будет естественный переход из одной формы собственности в другую, если это будет экономически эффективно. Но владеть предприятиями в таком случае будут уже настоящие капитаны экономики, а не воры и грабители из теневой экономики.

       На настоящее время у нас в стране почти полностью отсутствуют организаторы производства. Порою наши инженерно - технические кадры не могут грамотно организовать свой собственный труд, не говоря уже об организации труда коллективов. Поэтому на первых этапах необходимо привлекать иностранные капиталы вместе с иностранными специалистами. Нужно не боятся передавать им контрольный пакет акций. Но сразу же оговорить условия :
      Если, например, компания удваивает свои вложения, а отечественные бизнесмены уже в состоянии управлять данным предприятием, то иностранные фирмы - учредители должны продать часть своих акций , т.е. отечественные промышленники при этом приобретают контрольный пакет акций. Оценка возможностей претендентов в переходной период определяется экспертным советом по их предыдущей деятельности. Естественно при этом, что при определении хозяина предприятия должны играть профсоюзы. Если же при такой смене хозяина предприятие приходит в упадок, то иностранным фирмам возвращается контрольный пакет акций с новым условием удвоения фирмой вложенного капитала.
         Предприятия союзного значения должны быть переданы трудящимся республики ,на которой находится предприятие. Но часть акций должна быть передана предприятиям других республик, которые ему поставляют сырье или которые заинтересованы в продукции этого предприятия. Причем, если предприятие сырьевое( т. е . использует сырье своей республики для производства) , то контрольный пакет акций должен принадлежать работникам данной республики , региона.
         Если предприятие выпускает продукцию на привозном сырье или комплектующих, то контрольный пакет акций должен принадлежать всем республикам , регионам , пропорционально их заинтересованности в продукции и их вкладу в производство. Нельзя допускать монополии на контрольный пакет акций одной или двум республикам кроме той , на территории которой находится это предприятие союзного значения.
         Но если предприятие экологически вредное, а республики пришли к соглашению о необходимости существования данного предприятия, то контрольный пакет акций должен принадлежать работникам той республики, на чьей территории оно находится. Причем расходы на дополнительные мероприятия по экологической защите флоры и фауны , включая и защиту человека , вносят все предприятия из других республик, которые являются совладельцами данного предприятия.
        Таким образом в какой - то мере сгладятся противоречия между Союзам и республиками , что особенно важно на промежуточном этапе перехода к рыночной экономике.
         Совместные предприятия в республиках, регионах должны передаваться с учетом установившихся взаимных связей. Причем переданное предприятие берет на определенный период времени обязательства по сохранению связей с экономическими последствиями за нарушение их.
         Предприятиям, естественно, должны быть предоставлены права на изменения связей, исходя из оптимального экономического хозяйствования. Но любое их изменение , порой даже кажущееся на первый взгляд незначительной, связи, может бумерангом вернуться и ударить по экономике или социальной жизни регионов. Уже это сказалась и сейчас, ибо некоторые недальновидные кандидаты в депутаты в своих предвыборных кампаниях спекулировали на закрытии тех предприятий, продукция которых, например, не остается в данном регионе.
           Следует заметить, что правительству, управлениям промышленности областей, городов и т.д. необходимо развенчивать этих спекулятивных, ретивых депутатов, предвыборная компания которых внесла хаос в обеспечение продуктами первой необходимости. Это необходимо для того, чтобы народ не поддавался на программы, которые рассчитаны на митинговый, мгновенный эффект.

О СТАБИЛЬНОСТИ РУБЛЯ И ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЕ

      По сей день все наши экономисты хотят каким - то образом связать у людей лишние деньги: то распродажей домов, которые пришли в негодность, то различных материалов, ресурсов, создавая благоприятную почву для деятелей теневой экономики. Предлагают распродажу еще не произведенных товаров, будущая себестоимость их еще не известна, а предложения по повышению процента за вклад в сберкассы, катастрофически обесценивающегося рубля вообще не внушают доверия.
        Все эти пожарные меры не внушают доверия у простых тружеников, люди боятся распада Советского Союза, смены парламента и правительств, тем самым возможного отказа новой администрации от обязательств старой. При этом новое правительство постарается обосновать свои действия.
      Особенно тяжелым грузом висит страх перед катастрофическим обесцениванием реальной стоимости рубля, обменом денег, введением в республиках своих денежных единиц. Все это создает страшную нервозность, приводящую к скупке товаров, материальных ценностей, придерживанию товаров до вероятной реформы цен. Поэтому необходимо не стандартное, совершенно новое решение данной проблемы.          Предлагается заморозить вклады в банках, создать условия для того, чтобы люди пожелали вкладывать деньги в банки, используя независимую посредническую валюту. Для этого необходимо Союзные ценности (золото, драгоценности и т.д.) вложить в иностранные банки на сумму, пропорционально вкладам и имеющимся на руках деньгам. Иностранные банки, в которые будут положены ценности, выпускают ценные бумаги, а люди их выкупают (обменивают на наши обнищавшие рубли).
       Если сейчас доллар меняется на черном рынке меняется как 1:25, то, очевидно, люди согласятся на обмен денег 1:6 -- 1:10. Но эти ценные бумаги должны реализовываться только через 5- 10 лет, исключая пенсионеров (замеч.- 2006. одиноких).
        Передача ценностей Союза под заклад - необходимая подстраховка на случай распада Союза или принятия правительством программы перехода к рынку настолько бестолковой, что она провалиться даже через пять лет. Но это будет и гарантия трудящимся в трудное переходное время. При условии правильного построения экономики у государства через пять лет появятся средства, позволяющие вернуть из иностранных банков заложенные ценности и обеспечить замороженные вклад своими государственными накоплениями.
       После того, как была (будет) проведена операция по связыванию денег, необходимо поменять денежные знаки - изъять лишние деньги, не обеспеченные товарной массой ( Причем на продукты , товары, изделия первой необходимости, услуги и т.д. установить цены, соответствующие мировым.
       Многих экономистов может шокировать такой нестандартный подход.
       Но ведь и ситуация, сложившаяся сейчас у нас в стране, тоже не стандартная. Необходимо успокоить людей, создать нормальную психологическую обстановку, дать людям веру в завтрашний день. И это является важнейшим делом в переходной период. Это могут подтвердить психологи и социологи.
        То правительство, которое решиться на вложение под заклад союзных ценностей, будет гарантированно уверенно в успехе своей "программы перехода к рынку", тем самым вдохнет веру в народ. Причем очевидно, что ради стабилизации своих вкладов, люди пойдут на 1- 1,5 % годовых в стабильной валюте. А если правительство вложит под больший процент, то излишки можно пустить на реализацию социальных и экологических программ под контролем Верховного Совета.
         Предложенный метод связывания лишних денег - своего рода заем у людей, но это не будет обманом или неопределенностью.
      Следует заметить, что при введении новых денег и цен на товары, люди будут покупать только нужные товары и хорошего качества, а не всякое "барахло", которые сейчас стараются всучить покупателю предприятия и министерства. Очевидно, здесь проиграют дельцы теневой экономики, ибо они будут бояться обменивать излишние деньги на ценные бумаги. Причем, у них обесценятся товары, золото и изделия, которые они сейчас скупают в огромном количестве.
             Даже при эмиграции какого - то вкладчика процесс обмена вкладов упрощается. Наворованные вклады при эмиграции их владельцев из страны, должны возвращаться в страну ( в народное хозяйство или на социальные программы под контролем Верховного Совета).
         Но если даже и распадется Союз, то возможно предусмотреть, что каждая из республик выкупить эти ценности в течении какого - то срока . Это также ни коим образом не мешает распродаже части государственного имущества, но это будет проводиться уже в пропорции к мировым ценам и на новые заработанные рубли.
        Если люди через пять лет увидят, что экономика стабилизируется и что они начинают лучше жить , то они могут согласиться на реализацию своих ценных бумаг еще через пять лет. При этом должен быть создан специальный банк, в который правительство отчисляет ежегодно деньги для погашения задолженности для возврата ценностей. Банк должен быть подотчетен только Верховному Совету. А свои операции он обязан проводить со стабильными иностранными партнерами - фирмами, экономика которых не связана с фирмами, работающими в Союзе. Это необходимо для того, чтобы не было цепной реакции общего экономического краха, потери заложенных ценностей.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ

       При переходе к рыночной экономике, естественно, будут проявляться огромные правовые нарушения как в частном, так и в государственных секторах. Многие постараются в неразберихе сколотить себе капитал, при этом, естественно, будут всплески преступности.
       Но самое страшное то, что "деловые люди" будут стараться проникать с исполкомы, а возможно, и в Советы, проводить свои решения в угоду теневой экономике и растущей мафии, особенно это возможно ожидать при распродаже недвижимости, земельных участков, привязке проектов к земельным участкам и т.п. Поэтому необходимо дать относительную свободу правоохранительным органам.
        Заинтересовать их в результатах своего труда- до 20 - 50 % суммы ценностей, реквизированных у преступников, должны поступать непосредственно в правоохранительные органы. Эти средства должны поступать на денежные вознаграждения непосредственным исполнителям операций и на техническое перевооружение органов сыска и охраны порядка. Должно быть дано право на заключение контрактов по охране отдельных лиц- кооператоров и т.д.
       Для обеспечения эффективности расследования и доказательств виновности должно быть введено в обязательном порядке использование звуко - видео - кино аппаратуры. Но это должно быть только специальная аппаратура со специально предназначенным для этих целей носителем. Прослушивание телефонных разговоров вводить пока рано, ибо это повредит экономике, ее становлению.
        Но чтобы опять не было перекоса в сторону беззакония, необходимо одновременно вводить суд присяжных заседателей. Количество заседателей, во избежание судебных ошибок, особенно в крупных и групповых делах, может быть и больше, чем в других странах. Суды и судьи должны быть независимые и выбираться сроком на 7- 10 лет, а в дальнейшем возможно и пожизненно. Причем подсудимый (мые) и адвокат (ы) должны иметь право обращаться за проведением независимой, а иногда и международной экспертизы материалов следствия. Особенно в этом возникает необходимость при введении звуко - видео - кино материалов.
        Естественно, что если в случае подделки следственного материала, кроме уголовной ответственности следственные органы оплачивают расходы, затраченные на проведение дополнительной экспертизы. Если же факт подделки не подтвердится, то расходы по оплате дополнительной экспертизе несут подсудимый и его адвокат (ассоциация адвокатов).
       В случае искусственного затягивания дела и т.п. подсудимый и адвокат несут дополнительную уголовную ответственность.
       Высвечивать неблаговидные дела судей, особенно пожизненных является задача средств массовой информации. Но судьи, особенно на переходном этапе к рынку, и пока еще низком культурном уровне нашего общества должны "просвечиваться" репортерами как в рентген-кабинете (естественно, нечего трясти при этом "грязное белье", но контроль необходим, особенно, если судьи будут независимые).
        Репортеры, органы массовой информации и партии должны нести уголовную и экономическую ответственность в случае использования не проверенных фактов, их подтасовки, сфабрикованной клеветы.         Такое сочетание правоохранительных, судебных и общественных институтов позволит создать наиболее устойчивую и разветвленную сеть борьбы с преступностью.
        Второй наиважнейший фактор - необходимо законодательно выбить у дельцов теневой экономики почву из-под ног и лишить их заинтересованности в сколачивании капиталов нечестным путем. Для этого все наворованные и присвоенные нечестным путем ценности, переданные по наследству, должны изыматься у наследников, включая и правнуков в некоторых случаях. Это необходимо для того, чтобы дети и внуки уважали честных отцов - бизнесменов и чтобы у людей не возникало желание пойти нечестным путем в бизнесе.
       Срок давности наворованных сумм должен зависеть от их величины. Для некоторых сумм отчет можно начинать с 70 - х годов. Причем, если установлено, что украденные ценности переведены в иностранные банки, то, используя международные соглашения, их также надо изымать.
      Естественно, что и эмигрировавшие преступники должны быть возвращены по месту преступления. Введение срока давности с момента преступления необходимы потому, что в переходной период из-за всплеска преступности у правоохранительных органов не будет возможности сразу решить все дела, а наказание за содеянное должно быт неотвратимо - это должен всегда помнить преступник.
       Следует заметить, что некоторые области, регионы, а возможно и районы могут принимать отдельные законы, нарушение которых ведет как к экономическим, так и экологическим и социальным последствиям. При этом Союзные и Республиканские органы правопорядка должны полностью содействовать отысканию преступников, нарушивших эти законы и водворят их на место преступления. Естественно, эти законы должны быть согласованы с Союзными юридическими службами, которые приводят их в согласование с Республиканскими, а возможно и с международными законами.
       Конечно, в переходной период всех законов сразу не создать и дельцы будут всеми средствами отыскивать лазейки в законах. Если действия такой группы лиц принесли экономический, социальный или экологический ущерб среде, региону и т.д. и если будет юридически доказано, что они специально искали лазейки в законах, то наворованные ценности и прибыль, полученная от них, должны изыматься по решению суда.
        Если же не было никаких экологических, социальных или экономических последствий, но доказана юридическая осведомленность их по этому вопросу, то изымается только сумма украденных ценностей с учетом банковского кредитного процента. Прибыль с наворованных ценностей, пущенных в оборот, если, конечно, исправно выплачивались налоги от доходов, не изымается.
       В данном случае лазейка в законе эквивалентна банковскому кредиту .
       Особенно жесткими должны быть законы по отношению к преступникам, наживающимся на горе стариков детей, инвалидов и т.д. Таким образом можно поставить заслон дельцам и проходимцам, а наверх экономической деятельности будут всплывать люди, отвечающие требованиям развитой рыночной экономики.        Сейчас создаются так называемые муниципальные органы правопорядка, но они должны нести функции только правоохранительных. Вопросы политического характера должны быть отданы только Республиканским и Союзным органам.
       Если такого типа законов не предусмотреть в самом начале реформы, то можно получить сначала экономический всплеск, но потом в результате развития и укрепления мафии и слияния ее с государственным аппаратом, получится затяжной экономико-социальный кризис, а возможно и приведет к власти и реакционных правительств, ставленников искаженной рыночной экономики. Хочется предупредить - пусть мы будем двигаться медленно к рыночной экономике, но уверено.
       Если бы не было этих спешек за все эти предыдущие годы, когда каждое новое правительство хотело любым путем за короткий срок сделать коренные изменения, то наше общество к настоящему времени было бы в не столь глубокой социальной яме.
        Чтобы правоохранительные органы были по возможности во всеоружии и не догоняли бурные события переходного периода, необходимо заранее подготавливать соответствующие законы, постановления.
        Это можно осуществлять, например, следующим образом.
       При обсуждении в комиссиях, палатах какого- либо экономического или социального закона сразу же рассматриваются все возможные последствия при введении в действие этого закона. Депутаты не должны отмахиваться от обсуждения даже на первый взгляд незначительных или абсурдных предположений о последствиях действия этих законов. А комиссии подготавливают и представляют депутатам соответствующие статьи уголовного и гражданского законодательства. Эти статьи утверждаются Советом, но в силу вступают тогда, когда количество нарушений после введения в силу экономического или социального закона превысит определенный уровень. Вполне возможно, что величина уровня может колебаться в зависимости о республик и регионов страны.

К ВОПРОСУ О ВЛАСТИ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ.

      Везде и повсюду в мире эффективность власти непосредственно зависит от степени ответственности конкретных лиц, как моральной, уголовной, так и экономической. В нашей стране сложилась такая порочная практика, что в случае трагедии всегда отыскивается "стрелочник". А экономическая ответственность за причиненный ущерб вообще отсутствует.
      Даже такая трагедия вселенского масштаба, как Чернобыльская, пронеслась лишь легким ветерком над головами многих виновных в ней. Такая катастрофа практически эквивалентна разорению огромного количества западных фирм с их последствиями для конкретных лиц и конкретных семей. По всем элементарным человеческим законам необходимо тщательно разобраться в этом странно запутанном клубке и у всех виновных, как минимум, конфисковать все имущество в пользу Чернобыля, переселить виновников вместе с их семьями в коммунальные квартиры по 5 кв. метров на человека.
     До тех пор пока, пока будет обезличиваться ответственность, ничего хорошего в нашей перестройке не получится.
         Для введения экономической ответственности, особенно на переходном этапе к рынку, необходимо определенной категории лиц правительства, депутатского корпуса заработную плату разбить на две части: текущая и расчетная. Причем общий уровень зарплаты должен быть эквивалентен, а может быть и выше уровня соответствующих должностных лиц в экономически развитых странах В эту группу должны входить министры, замминистры, начальники некоторых отделов , председатели комитетов в Советах, председатели областных, районных городских Советов и исполкомов, председатели комиссий при областных, городских, а кое - где и районных Советов. Величина текущей заработной платы должна на 5 -50% выше средней заработной платы данног региона.
        Другая часть зарплаты - расчетная перечисляется на текущий счет этих лиц в банки данного региона. Причем банки имеют право выгодно помещать эти капиталы, при обеспечении максимальной прибыли вкладчикам. Но эти деньги не помещаются в те предприятия, на экономическую деятельность которых может повлиять вкладчик (министр и т.д.). Например, для членов правительства и членов Верховного Совета союзного и республиканского, кредитная часть может помещаться в иностранные банки, не связанные с экономикой Союза, республики. Для членов исполкомов, советов областного, городского и районных масштабов, кредитная часть зарплаты помещается в предприятия других республик.
        Кредитная часть зарплаты совместно с полученным от ее использования доходом выплачивается по окончанию деятельности правительства. Какую часть выплатить, определяет Совет. Членам Верховного Совета кредитная часть выплачивается по окончанию полномочий данного Совета. Уровень кредитной части в данном случае определяется ревизионной комиссией, вновь избранного Совета.
        Такой вид оплаты очень важен на переходном этапе, а именно: - обладающие властью и их семьи будут чувствовать экономические трудности своего региона; - если человек хорошо трудился, то он по окончанию деятельности получит хороший капитал, продолжая участвовать в экономической деятельности страны; - ограничится поток карьеристов из-за боязни проработать вхолостую; - трудность подкупа, т.к. в результате своей хорошей парламентской деятельности человек итак получит хорошее как моральное, так и материальное удовлетворение.
      Необходимо ввести заполнение декларации об уровне материального состояния этих лиц, вполне вероятно, что в дальнейшем можно будет найти анонимную форму декларации. Это позволит поставить определенный заслон для нечестных людей, рвущихся к власти, а так же защитить честных людей. Ибо во время перехода к рыночной экономике коррумпированные элементы будут стараться скомпрометировать честных, неподкупных людей, членов правительства, парламента, исполкомов и т.д.
       Естественно отменяются все привилегии этим лицам, а дополнительные расходы, связанные с депутатской, производственной деятельностью, оплачиваются по отдельной статье. Но эти расходы должны быть гласными и контролироваться.
        На переходном этапе необходимо создать межреспубликанский орган, координирующий все экономические связи. Эту функцию мог бы выполнять Совет Министров, но сейчас народ ему не доверяет. И это вполне естественно, ибо выборы делегатов Съезда Советов, который утверждал Совет Министров, осуществлялись до выборов в республиканские, местные Советы. И поэтому новые власти на местах, порою заслуженно, а порою и искусственно спекулируя на трудностях , обвиняют во всех грехах Центр.
       Можно было бы выбрать координационный совет из делегатов Съезда Советов, но сейчас сложилось соответствующими партиями и силами мнение (порою специально создается), что делегаты этого съезда послушные марионетки в руках Центра. Именно сейчас необходимо сесть за круглый стол и решить вопрос о функциях координационного совета на этапе перехода к рынку. Республики должны делегировать в данный орган наилучших экономистов, социологов, которым они доверяют. Но координационный совет ни в коем случае не должен подменять и дублировать Совет Министров.
      В помощь координационному совету для оперативных или тактических решений создаются многовариантные модели экономики со всем многообразием связей. На их основе создается программно - математическое обеспечение оперативного и долгосрочного прогнозирования состояния экономики в случае обрыва старых и возникновения новых связей.
      Эти модели и программы должны стыковаться с соответствующими моделями и программами социально - политического состояния общества. Модели должны отчетливо отражать состояние экономики и социально - политического положения в стране на данный момент. По мере развития (улучшения, ухудшения) экономики модели и программы все время корректируются.
      Естественно расчеты обеспечиваются мощным парком ЭВМ с быстродействием несколько миллионов операций в секунду, а для решения возникающих задач привлекаются лучшие отечественные и мировые умы. Если такие модели и программное обеспечение уже имеется, то, очевидно, они не совершенны или ими не умеют пользоваться, или есть еще какие - то скрытые причины. Но все это подтверждают отрицательные примеры приятия некоторых решений, таких, к примеру, как по уборочной компании урожая в этом году, одновременное закрытие на ремонт табачных фабрик и т.п.
      В свое время в стране создавались автоматизированные системы управления регионами, областями и т.д. Но одной из причин провала этих программ явилось отсутствие информации с мест, либо она вводилась искаженной, подтасованной. Поэтому важную роль будут играть оперативные все охватывающие информационные системы связей с республиками, регионами, предприятиями.
        Необходимо принять жесткий закон за ложную, подтасованную информацию или скрытие ее. Санкции должны быть как экономические, так и уголовные, но без обезличивания виновных.
       Координационный совет ни в коем случае не должен сливаться с исполнительной властью по той причине, что может получиться как с ведомственными научными учреждениями, когда они под любой проект, даже ведущий к тяжелым последствиями, подводили "научную" базу. Функции координационного совета могли бы выполнить соответствующие институты Академии наук Союза.
       Но сейчас сложилось и продолжает развиваться то, что многие политические силы стараются внести в народ недоверие всем тем организациям, формированиям, партиям и т.д., которые прямо или косвенно связаны с Союзом. Поэтому только координационному совету, сформированному из лучших социологов и экономистов всех республик, больше всего будут доверять народы Союза.
        Может получиться так, что у нас каждые 6- 18 месяцев будут меняться правительства (как бы они не назывались: Совет Министров, Коалиционный Совет, Коалиционное Правительство и т.д.) и каждый раз мы не будем получать ответа на вопрос: а правильно ли поступало то правительство в сложившейся социально - экономической ситуации? И не является ли требования его отставки чьей - то политической игрой?
     А координационный совет с его социально - экономическими моделями и объективной информацией о социально - экономическом состоянии общества, позволит в какой - то степени ответить на поставленные вопросы.
       Именно, координационный совет позволит не вслепую двигаться к рыночной экономике.
      Да, затраты на координационный совет будут очень велики, но ведь и поставленные перед ним задачи, требующие незамедлительного их решения, стоят этих задач! Координационному совету дается право накладывать взыскания на республики и Совет Министров в случае принятия неправильного решения, имеющего отрицательные социальные или экономические последствия.
     Особенно это касается тех республик, которые хотят за счет других регионов или республик поправить свое положение. Например, это выражается в поднятии закупочных цен, зарплаты, попытки ввода своих денег, скупка товаров, продуктов питания в других республиках и т.п. Координационный совет должен иметь связь с соответствующими службами, проводящими опрос общественного мнения.
      Надо не жалеть средств на создание условий для получения объективного и охватывающего все регионы общественного мнения. Ибо все окупиться, т.к. от правильного, своевременного принятого решения, экономические потери будут минимальные.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА,

         Весь переход к рыночной экономике можно разбить на несколько этапов. Один из них - подготовительный, является основным и наиважнейшим, ибо от того, каков будет фундамент, таковы будут и темпы движения к рыночной экономике. В подготовительный этап необходимо включить:

        реформу судебной системы и правоохранительной систем. Это проводить надо незамедлительно. Именно судебную, правоохранительную системы, а также органы массовой информации - их многообразие и объективность, должны в первую очередь пестовать и лелеять Советы;

         создать условия для эффективной работы как законодательной, так и исполнительной властей (текущая и кредитная часть зарплаты и т.д.);

          республикам необходимо сесть за круглый стол переговоров и выбрать координационный совет. Но этот совет должен заниматься экономическими вопросами с учетом социально - политической обстановки в обществе. Те руководители республик и политические деятели, которые считают, что их регионы могут легко и безболезненно выйти из состава Союза, оборвав социальные и экономические связи, глубоко ошибаются. Поэтому желающие покинуть Союз, должны принимать участие в координационном совете. Этот совет будет осуществлять программу перехода к рыночной экономике с учетом предстоящего выхода данных республик из состава Союза;

           провести необходимые мероприятия по современному научно - техническому вооружению координационного совета;

           обеспечить необходимые мероприятия по получению объективных социально - экономических данных по стране;

          провести детальный анализ состояний предприятий, оборудования, отраслей. Необходимо обязательно привлекать опытных иностранных специалистов;

         решить вопрос и обосновать пропорции разгосударствливания совместных предприятий (союзного значения);

          осуществить передачу "под залог" союзных ценностей;

определить и научно обосновать те основые взаимосвязи, которые являются жизненно важными на этапе перехода к рынку;

          провести анализ и подготовить варианты решения по ценообразованию в соответствии с мировыми ценами; " должны быть приняты все основные законы по защите малоимущих слоев населения. При этом обязательно на первое время вводится жесткая система распределения основных продуктов и вещей первой необходимости. Это необходимо на случай возникновения непредвиденных обстоятельств; "

          связать лишние деньги, имеющиеся у населения, с использованием независимой валюты ("залог ценностей") и провести денежную реформу;

           принять антимонопольные законы;

          осуществить реформу цен согласно мировым пропорциям в этой области;

          после этого можно проводить широкомасштабное разгосударствление экономики.

          Естественно, что все меры сразу трудно предусмотреть. Поэтому оперативная объективная информационная связь, эффективные и перестраиваемые модели экономики позволят координационному совету оперативно и своевременно принимать необходимые решения.
          Причем наиболее важными должны являться не конкретные сроки выполнения того или иного этапа, а контрольно - узловые параметры социально - экономического состояния общества при его движении к рыночной экономике.
         При закладке фундамента перехода к рыночной экономике поспешность может только навредить. Смысл одной из пословиц американского народа, рыночная экономика которого восхищает многих из нас, заключается в следующем: спешит тот, кто не знает своего дела.
         И у каждого из народов нашей необъятной Родины можно найти близкие по смыслу мудрые слова . Их нужно почаще вспоминать всем нам.

Август - октябрь 1990 года, Уралов С.К.

varsam@rambler.ru