Дедовщина в армии
Дедовщина в армии была и всегда будет.
Она будет проявляться и в среде контрактников. Внимательно присмотритесь
к иностранным фильмам про их армейскую жизнь и там наблюдается дедовщина
Во время моей очередной переподготовки, референт по китайским вопросам
рассказал нам , что каждый житель "Поднебесной" во время
беседы со старикам или начальникам говорит с придыханием и почтительным
тоном. Это почтительное отношение к старикам и начальникам своего рода
"дедовщина".
Дедовщина в армии - это отражение социальных отношений в обществе,
только они сжаты в пространстве и во времени. Однако необходимо разделять
" махровую дедовщину" - когда попираются у " молодых"
человеческое достоинство с помощью битья , издевательств и т п. и "интеллектуальную
дедовщину ",когда " молодежь " уважает "дедов"
за знания, умение и справедливость.
Формы дедовщины очень сильно зависят от непосредственного начальника-
старшины роты, сержантов, командира взвода ... Например , если "деда"
ставят рабочим по кухне в подчинение к "молодому" сержанту (хуже
"молодому" ефрейтору ), то закладывается основа для конфликта.
Многие прямые начальники искусственно поддерживают " махровую дедовщину",
чтобы управлять подразделением. Эти командиры убеждены , что именно так
и надо воспитывать . и по другому они просто не умеют.
- От такой " махровой дедовщины" и надо начинать избавляться
в первую очередь в военных училищах и учебках. Если этого не делать, то
все остальные усилия , " как мертвому ..."
- Призывать в армейское подразделение надо группами из одной местности.
Например, когда нас призывали, - мы были все из Тюменской области. В конце
карантина "старики" (из Москвы и Подмосковья) хотели дать нам " присягу пряжками ремней" , так мы заперлись в ленкомнате,
взяли в руки свои ремни и заявили , что кто зайдет , тому мало не покажется.
А "шестеркам и шакалам" из нашей среды ( такие люди везде есть)
пригрозили , что мы их выкинем из ленкомнаты. Нас- тюменцев , стали уважать.
И мы уже когда были "дедами", то самое сильное проявление
"дедовщины" выражалось в том, что "салаги" и черпаки" каждый день с уважением и юмором
сообщали, сколько осталось нам дней до дембеля .
- Полная заинтересованность в том , чтобы отслужившие в армии возвращались
живыми и здоровыми должна быть у губернаторов , мэров и т.д.. Это значит, что гражданские
юридические службы данного города, местности, должны обязательно участвовать
в разрешении армейских конфликтов , выступая в защиту пострадавшего призывника
из их региона. Степень защищенности призывников от " махровой дедовщины
" и будет одним из пунктов предвыборной программы кандидата .
- " Покупатели "на призывных пунктах ( так называли в наше
время представителей воинских частей) должны предоставлять юридическим
службам данного города, региона и... полную информацию о проявлении
" махровой дедовщины" в их подразделении
- В одном из интервью "перестроечным" СМИ одним из солдат
была выражена мысль, что мол зря матери (к нам никто не ездил) навещают их в армии - им (матерям) начальство
всегда повесит "лапшу" . А вот если будут приезжать отцы, то тут другое дело- их на "мякине
" не проведешь. В этом есть "сермяжная правда", т.е. более
действеннее будут не комитеты солдатских матерей , а комитеты отцов. На
мой взгляд приведенные соображения должны быть отражены в военной реформе
.
Однако армия должна быть армией , а то многие журналисты и
представители разных комитетов защиты военнослужащего путают армию с гражданскими институтами.Меня, например , поразила сцена драки армейского патруля и группы солдат.
Это было в перестроечное время в центре г. Львова. А рядом стоящие горожане
и журналисты защищали расхлябанных солдат.
В противном случае , армию надо распустить и строить партизанские
отряды и соединения..
Из нашего призыва демобилизовали меня из рядов
СА самого первого.
На нас заканчивалась трехгодичная служба (почти
одновременно увольнялись два потока - трехгодичники и двухгодичники),
и это на переходной период создавало трудности - резкий отток специалистов.
И такое "чудо" - раннее увольнение, случилось со мной благодаря
командировке под Томск.
Меня и еще одного "старика" - Степана направили в командировку
в родственную ВЧ. Мы как специалисты должны были помогать в приеме систем
у строителей , монтажников и наладчиков . Непосредственно на объектах мы
должны были помогать офицерам - технарям ( специалистам).
В войсках есть строевые кадровые военнослужащие: командиры рот, взводов,
старшины и т.д. и военнослужащие ( иногда бывают вольнонаемные ) - специалисты
по технике - "технари".
С нами направили еще шестерых "салаг " и "черпаков".
Они были непосредственными нашими помощниками . Из них мы должны были подготовить
себе смену.
Нашу группу расположили в одной из комнат помещения роты обслуживания.
В соседней комнате находились такие же прикомандированные, но из другой
части. Подъем был у нас вместе с основным личным составом . В столовую
же ходили сразу после этой роты. После общего развода мы вместе с офицерами
- технарями все время проводили на объектах. А присутствие на вечерней
поверке было обязательным. Только суббота и воскресение у нас часто были
свободные- поскольку большинство технарей отдыхало.
Т.к. наш дембель зависел и от того, как мы " натаскаем"
себе смену , то и в эти свободные дни мы пытались повторить с " салагами
" и "черпаками " все, чему их учили . Обучение это было
в перерывах между игрой в футбол , волейбол , домино и т.д. В спорттренаже
участвовали и смежники из соседней комнаты. "Стариками" там были
ребята из Москвы и Подмосковья.
В один из таких вечеров отдыха я был в комнате один и что - то
решал из подготовительных заданий (на третьем году службы я поступил на
заочные подготовительные курсы при Новосибирском госуниверситете). Вдруг
с криком влетает в комнату весь в крови и в слезах Вовчик - один из наших
" черпаков ". За ним влетает "старик" - Сова из соседней
комнаты. Потом еще один их "старик". Они бросились бить Вовчика
.
Я вскочил, вышвырнул одного , а потом Сову . Причем хорошо приложил
последнему - он летел аж до конца коридора. Дверь захлопнул и закрыл на
задвижку. Эти "старики" были "под мухой ".
Они позвали на помощь своих и стали ломиться в нашу дверь. Я взял
табуретку в руки и заявил, что если кто ворвется, то я переломаю табуретку
об его голову, а разбираться будем завтра, когда они протрезвеют.
Наш Вовчик был зануда , любил язвительно подколоть и я не удивился,
что он "наскреб на свой хребет" . За дверью еще попытались
побузить , но вскоре успокоились.
В солдатской среде есть две крайние группы : "львы"
и "шестерки "( шакалы). Между ними все остальные. Будучи "молодыми",
" шестерки" стараются во всем угодить "старикам" и
им часто достается " по сопатке" от разных групп . Но когда они
сами становятся стариками, то наверстывают упущенное - издеваются над "молодыми"
и "черпаками". Сова был из таких "стариков - шестерок"
.
На следующий день соседи вызывают меня к себе в комнату ( их комната
была больше нашей в два раза) на разборку . Я зашел - ребята сидели кругом.
Среди них было два "старика - льва". Сова вскочил и стал вокруг
меня бегать и кричать, что я не прав "салаг" и "черпаков"
надо ломать.
Я ответил, что если даже наша молодежь и виновата, то мы сами ее
накажем , а Сова не прав. Если ваших "молодых", показывая на
некоторых из сидящих , я "заломлю" , то вам это понравится? В
это время кто - то меня приложил сзади в ухо так, что я свалился.
Вскочив, увидел, что Сова стоит в стойке и призывает бить меня, однако,
все вокруг молчали. Видя, что дело поворачивается не в мою пользу, я понизил
тон и стал убеждать, чтобы нам дали драться с Совой один на один, но за
пределами казармы.
Вдруг один из "стариков - львов "сказал : " Сова
, ты удовлетворен , отомстил или хочешь продолжить?". Обращаясь ко
мне -"Ты, думаешь , что наших "стариков" можно бить?...,
или согласен на мировую?". Я кивнул.
Звон в ухе у меня проходил, однако я что - то еще говорил о справедливости.
Сова успокоился. Потом они меня пригласили выпить мировую. Я выпил грамм
сто и ушел играть в волейбол.
Если ты даже и не пьешь, то при коллективной попойке ( как в армии,
так и на предприятиях) никогда нельзя отказываться от первой рюмки - когда
ты выпил хотя бы сто грамм, то тебя не будут считать сексотом ( доносчиком)
- ты становишься соучастником в коллективной попойке.
Следует заметить, что мой напарник "старик" - Степан ,
был в эти субботу и воскресение в увольнении в городе Томске и поэтому
в этих событиях не участвовал.
В этой командировке я и встретил " приказ", который нам
зачитывал самый "молодой" в казарме , стоя на поставленных друг
на друга тумбочках. Это было где -то в пять часов утра - "старики"
все сидели , а "черпаки" и "молодые" стояли по стойке
смирно...
Предвидя , что меня так просто не уволят (а год терять было жалко),
я попросил у офицера - технаря написать мне характеристику. Поскольку я
свое дело знал безупречно, то и характеристика получилась отменной.
Приехав в свою часть, я обратился с просьбой: уволить меня раньше
в связи с желанием поступать в Новосибирский университет. Командир части
сказал, что он не сможет из -за нехватки специалистов . Тогда я спросил,-
А если будет ходатайство от командования СибВО, то уволите? Он ответил,-
Пишите в СибВО, а там посмотрим.
Поскольку из нашей части я один готовился к поступлению в ВУЗ и,
видя мое упорство в этой подготовке , командир роты и старшина тоже дали
мне положительную характеристику. Обе эти характеристики вместе с моим
рапортом были отправлены в штаб СибВО.
Через некоторое время пришло из штаба: " Не возражаем".
Но отпустили меня "под завязку". Сразу с самолета я пошел
на экзамен ( документы в приемную комиссию были отправлены заранее).
Честно говорю, - Стоя утром перед строем части, и заслушивая
приказ о моем увольнении у меня даже навернулись слезы . Ведь каждый из
нас совместно плечом к плечу "преодолевая все тягости и лишения...
съел три котла каши и три километра селедки".
Меня уволили в начале июля, а ребят начали увольнять только в
конце ноября.
|